Модное противостояние: Самые громкие конфликты fashion-индустрии

От Ива и Карла до Демны и Гурама

Конкуренция и чувство зависти свойственны модной индустрии, ведь в ней постоянно идет сравнение одних домов мод с другими. Кто станет главным дизайнером Парижа? А в мире? У кого пройдутся на подиуме лучшие модели? И конечно, чью новую коллекцию будут обсуждать бурнее остальных? 

В такой атмосфере время от времени между дизайнерами вспыхивают конфликты. Вспоминаем самые громкие из них.

Эльза Скиапарелли и Коко Шанель 

В 1922 году во Францию приехала Эльза Скиапарелли со своей сюрреалистичной эстетикой. На ее фоне дизайн Коко стал казаться скучным, и Шанель начала волноваться, что славу в «своем» городе получит ее коллега. 

Да и к тому же Эльза не умела шить, что совсем раздражало Коко — как без образования можно считать себя дизайнером? Поэтому она всегда называла конкурентку «итальянским художником, который шьет одежду». В ответ Скиапарелли тоже придумала коллеге прозвище — «та шляпная мастерица».  

В основном их вражда была лишь словесной, но был и один пламенный случай. На балу Коко позвала Эльзу танцевать, Скиапарелли тогда надела высокое платье в виде дерева. Шанель воспользовалась моментом и «случайно» направила соперницу к люстре со свечами: платье зажглось, и к счастью, дизайнера вовремя успели облить водой.

image_3

Карл Лагерфельд и Ив Сен-Лоран 

Впервые Карл Лагерфельд и Ив Сен-Лоран встретились на конкурсе Woolmark в 1954 году в Париже, где 21-летний Лагерфельд выиграл первое место за пальто, а 18-летний Сен-Лоран — за вечернее платье. 

Сен-Лоран оказался на вершине индустрии уже через несколько лет — в 21 год он возглавил Dior, а спустя четыре года открыл собственный модный дом. Карл тоже не сидел без работы, но его путь к модному Олимпу был дольше.

Явного конфликта между дизайнерами не произошло, но из-за сильной конкуренции и зависти их можно смело назвать заклятыми врагами, которые не стеснялись высказываться в прессе. «Ив Сен-Лоран — очень средненький француз, очень провинциальный» — поделился Лагерфельд с изданием The Observer в 1984 году.

Том Форд и Ив Сен-Лоран 

В 1999 году Gucci Group приобрел Yves Saint Laurent, креативным директором назначили Тома Форда, но сам Сен-Лоран все еще не отошел от дел.

Сначала сотрудничество дизайнеров складывалось дружно, но как только Форд начал делать образ YSL более откровенным, настроение у Сен-Лорана полностью изменилось. Он не мог молчать и отправлял новому креативному директору модного дома письма, в одном из них говорилось: «За 13 минут на подиуме вы разрушили 40 лет моей карьеры». 

Том Форд пробыл в YSL пять лет — ему удалось пробудить модный дом и увеличить оборот в два раза, но дизайнер совсем не хочет вспоминать тот сложный период, называя Ива «очень трудным и злым человеком».

Коко Шанель и Кристиан Диор 

Кристиан Диор ворвался в модный мир в 1947 году. Его дебютная коллекция «New Look» с преувеличенной женственностью шла вразрез с прагматичным подходом Шанель. В целом, в 50-х модная индустрия с распростертыми объятиями принимала Диора, но никак не Коко, которая в это время сама вернулась в Париж.  

Шанель прямо обвиняла конкурента в сексизме, Диор же считал свои работы «архитектурой, посвященной красоте женского тела». 

А Шанель не стеснялась в выражениях, заявляя, что «Диор не одевает женщин. Он их обшивает». Она не раз утверждала, что его платья выглядели как старое кресло, и что они были будто из прошлого века, представляя собой стереотипы о женственности, в которых девушки объективизировались мужчинами. 

Джанни Версаче и Джорджио Армани 

«Версаче одевает любовниц, а Армани — жен» — фраза, пришедшая к нам прямиком с модных показов 90-х. Основной почерк у обоих дизайнеров сильно отличался: Армани близка элегантность и утонченность, а Джанни — откровенность, эпатажность и сексуальность. И они никак не принимали взгляды друг друга и открыто (порой нелестно) об этом говорили.  

Версаче хотел, чтобы в его показах участвовали лучшие модели, поэтому предлагал им огромные суммы гонораров, которые Джорджио позволить не мог. В целом, у Армани было достаточно причин для недовольства и зависти: он долгие годы шел к успеху, а на Джанни слава буквально «обвалилась на голову». 

Много лет Джанни Версаче и Джорджио Армани бились за доминирование в мире моды. При этом спустя время Армани все-таки признал талант своего конкурента — спустя 15 лет после смерти Джанни он назвал коллегу «выдающимся творцом». 

image_11

Демна и Гурам Гвасалия 

Переносимся в современность, а именно — в семейную драму между Демной и Гурамом Гвасалия. Братья вместе основали Vetements в 2014 году. В 2015 году Демна стал креативным директором Balenciaga, а в 2019-м покинул бренд, который создал вместе с братом.

Летом 2023 года Гурам поделился с NY Times, что хочет стать «самым влиятельным человеком» в моде и думает, что эпоха брата близится к финалу. Судя по всему, масло в огонь любит подливать именно младший Гвасалия. После показа Balenciaga 2024, где участвовала мать братьев, он написал: «Горжусь тем, что моя мама открывает показ Balenciaga. Жаль, что меня не пригласили».

Демна же будто пытается публично отделиться от Гурама: он как дизайнер даже отказался от своей фамилии, чтобы «разграничить личную жизнь и работу». Семейный конфликт уже стал достоянием общественности, но ядро ссоры пока остается неизвестным.