Мода и искусство: самые известные коллаборации художников и дизайнеров

От Schiaparelli и Дали до Louis Vuitton и Мураками

Еще с 20-х годов прошлого века мода взаимодействует с различными видами искусства. Что только не создается в результате: и платья с лобстерами, и одежда с портретами икон поп-культуры, и сумки с картинами классиков. Дизайнеры не только вдохновляются искусством, но и работают с художниками. Вспоминаем их самые известные коллаборации.

Vionnet и Тайат

В 1920-х «модный архитектор» того времени Мадлен Вионне начала сотрудничество с иллюстратором-футуристом под псевдонимом Тайат (Эрнесто Михаэлис). Художник нарисовал для нее логотип и несколько коллекций в духе «века джаза». Совсем малая часть этих работ была представлена публике, однако спустя десятилетия эскизами воспользовались Рой Холстон, Джон Гальяно, Иссей Мияке и Рэи Кавакубо.

Schiaparelli и Сальвадор Дали

Одна из самых громких коллабораций в мире моды — сотрудничество Эльзы Скиапарелли с Сальвадором Дали, начавшееся в 1937 году. Их дружба подарила миру такие творения, как известное платье с лобстером, которое носила Уоллис Симпсон, платье «Скелетон» с подкладками, напоминающими человеческие ребра, и даже перчатки с накладными ногтями. Сейчас сюрреалистичные украшения и принты являются главной изюминкой Schiaparelli, а работы двух гениев продолжают цитироваться в новых коллекциях. 

Issey Miyake и Ясумаса Моримура

В 1990-х Иссей Мияке загорелся идеей поместить на плиссированную вещь принт с известной картины так, чтобы изображение не искажалось. Такую работу он создал вместе с художником Ясумаса Моримура, известным тем, что «пририсовывал» свою голову или тело к знаменитым полотнам. Сотрудничая с Иссеем, художник воспроизвел картину Жана Огюста Доминика Энгра «Источник» на плиссированном платье и добавил к изображению обнаженной девушки свое тело. Иссей и Моримура показали, как работы мастеров прошлого находят воплощение в современном искусстве и моде. 

Louis Vuitton и Стивен Спрауз

Louis Vuitton можно считать одним из лидеров по количеству модных коллабораций. Во времена работы Марка Джейкобса креативным директором бренд успел посотрудничать со многими известными художниками, такими как Ричард Принс, Синди Шерман, Джеймс Таррелл, Олафур Элиассон, Яёи Кусама и братья Чепмены. Первым стал Стивен Спрауз. В 2001 году он создал для показа Louis Vuitton сумки с надписями в стиле граффити. В 2004-м, уже после смерти Спрауза, Марк Джейкобс процитировал его работы в лимитированной коллекции одежды и аксессуаров.

Louis Vuitton и Такаси Мураками

Еще одно знаменитое сотрудничество бренда — работа с Такаси Мураками. Он создал сумки Louis Vuitton, изменив монограмму бренда. Теперь на белом или черном фоне красовались разноцветные буквы LV. На протяжении десятилетия сумка была it-bag. В последствии Такаси переносил на аксессуары свои мультяшные иллюстрации. Так появились и известные сумки из коллекции Cherry Blossom.

Alexander McQueen и Дэмьен Херст

В 2013 году Alexander McQueen выпустил коллекцию платков в сотрудничестве с известным английским художником Дэмьеном Херстом. Коллекция была создана в честь десятилетнего юбилея культового шарфа с черепами, который впервые появился в весенне-летней коллекции бренда в 2003 году. В этот раз рисунки черепа были созданы из очертаний различных насекомых — бабочек, жуков, пауков, которые цитировали работы Херста под названием «Этимология».

Louis Vuitton и Джефф Кунс

И снова Louis Vuitton. В 2017 году модный дом объявил о запуске арт-проекта с Джеффом Кунсом. Louis Vuitton и Джефф представили коллекцию сумок и аксессуаров по мотивам проекта Gazing Ball, в котором художник создал масштабные копии знаменитых картин и привнес в них свою деталь — блестящий стеклянный шар, приставленный к полотну. Для коллаборации с Louis Vuitton было выбрано пять работ из проекта Кунса: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Охота на тигров и львов» Рубенса, «Марс, Венера и Амур» Тициана, «Девочка в постели, играющая с собачкой» Фрагонара и «Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гога. Проект оказался успешным, и через полгода его повторили: на аксессуарах появились работы Моне, Мане, Тернера, Буше и Гогена.

Dior Lady Art

Еще один пример того, как превратить брендовый аксессуар в арт-объект — проект Dior Lady Art. Ежегодно дизайн культовой сумки, названной в честь принцессы Дианы, предлагается переосмыслить нескольким художникам из разных стран. Совсем недавно Dior анонсировал восьмой запуск проекта. Это не просто коллаборация: это символ сочетания традиций и современности, а также попытка показать различие и богатство мировых культур.