Кино как подиум: Кто стоит за культовыми образами из фильмов

Художники по костюмам, работы которых знает каждый

При виде любимых образов из фильмов или сериалов, мы не всегда задумываемся, кто же их создал. Работа костюмеров, в отличие от режиссеров и актеров, не так интересует широкую аудиторию. Они будто прячутся за кулисами, но на экране мы всегда замечаем плоды их трудов.

Знакомимся с художниками по костюмам, которые создали образы Кэрри Брэдшоу, Марлы Сингер, Уэнсдей и других культовых персонажей.

Эдит Хэд

«Работа художника по костюмам — нечто среднее между магией и камуфляжем. Мы создаем иллюзию перевоплощения актера в того, кем он не является» — так описала свою профессию одна из самых знаменитых художниц по костюмам изданию American Film в 1978 году. 

Эдит Хэд номинировали на премию Оскар за лучший дизайн костюмов 35 раз — с 1948 по 1966 ежегодно! Она забрала рекордные 8 наград за такие фильмы, как «Римские каникулы», «Все о Еве», «Место под солнцем» и «Афера». За свою карьеру художница успела нарядить многих звезд: от Одри Хепберн и Грейс Келли до Элвиса Пресли и Элизабет Тейлор. 

Интересная история случилась с «Завтраком у Тиффани». Изначально в титрах как художника по костюмам указали Хэд, но Юбера де Живанши, создавшего образы для картины, это задело, поэтому Одри Хепберн лично, из-за большой любви к дизайнеру, попросила поменять информацию, и Хэд стала заведующей по костюмам. 

Эдит Хэд работала костюмером до самой смерти в 1981-м, а память о ней навсегда останется на Аллее Славы в Голливуде, где в 1974 г. ее наградили звездой за вклад в развитие киноиндустрии. Сегодня она также остается легендой для мира кино и моды (можете посмотреть фильм «Оскар», где она играет саму себя). А в мультфильме «Суперсемейка 2» многие зрители отметили явное сходство Эдны Мод с Эдит Хэд и даже потребовали сделать отдельную часть про эту героиню. 

Эдит Хэд обладала внутренней свободой, смелостью и блестящим талантом одевать и прислушиваться к желаниям клиентов. Именно поэтому мы до сих пор вспоминаем платья, созданные ею.  

Майкл Каплан 

Майкла Каплана можно смело назвать королем дизайна по костюмам к научно-фантастическим фильмам и психологическим триллерам. Он умеет создавать ту самую атмосферу, которая необходима для воображаемых и порой даже жутких миров. 

Первую награду от Британской академии кино и телевидения Каплан поделил с Чарльзом Ноде за костюмы к фильму «Бегущий по лезвию». В кинематографе многие отмечают вклад этого дуэта в формирование эстетики киберпанка в антиутопическом мире будущего. 

Работа в партнерстве у Майкла Каплана получается действительно продуктивной. В сотрудничестве с Абрамсом он создавал костюмы для фильма «Звездные войны», а для части «Звездные войны: Последние джедаи» творил уже как самостоятельный дизайнер без помощи коллег. 

«Я – Легенда», «Звездный путь», «Миссия невыполнима: Протокол фантом», «Бурлеск» – у Каплана действительно завидный послужной список. А в 1999 и в 2005 годах его номинировали на премию Гильдии художников по костюмам, сначала за работу над культовым фильмом «Бойцовский клуб», а затем за «Мистер и миссис Смит». 

Коллин Этвуд 

Самым плодотворным сотрудничеством Этвуд можно назвать дуэт с Тимом Бертоном. Кто сегодня не знаком с этой вселенной? Именно благодаря Коллин Этвуд мы узнаем стилизацию фильмов Бертона с первого взгляда. Костюмер работала с ним в действительно большом количестве проектов: «Эдвард руки-ножницы», «Марс атакует!», «Сонная лощина», «Крупная рыба», «Алиса в стране чудес», а недавно создала костюмы для сериала «Уэнсдей». 

Она была номинирована на премию Оскар за лучший дизайн костюмов двенадцать раз, а награды получила за целых четыре фильма — «Чикаго», «Мемуары гейши», «Алиса в стране чудес», а также «Фантастические твари и где они обитают». 

«Костюмы — это первое впечатление, которое складывается у вас о персонаже еще до того, как он начинает говорить» — отметила однажды Коллин, когда получала Оскар. 

Милена Канонеро

Милена Канонеро может похвастаться 9 номинациями на премию Оскар и 4 полученными статуэтками. Награды Канонеро завоевывала вместе с влиятельными режиссерами: от Стэнли Кубрика до Фрэнсиса Форда Копполы и Уэса Андерсона.

Карьера Канонеро началась, когда в 60-х она оказалась в Лондоне. Там она познакомилась со Стэнли Кубриком, который подметил потенциал в юной Милене и выбрал ее для создания костюмов к «Заводному апельсину», что было ее дебютом. Следующее сотрудничество с режиссером, фильм «Барри Линдон», обернулось для художницы первым Оскаром.

В 1981 году она получила вторую статуэтку за фильм Хью Хадсона «Огненные колесницы», а в 2006-м мы снова стали свидетелями ее триумфа в фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта». Четвертый Оскар Канонеро получила в 2014 году за работу над фильмом Уэса Андерсона «Отель "Гранд Будапешт"».

Кэтрин Мартин

Карьера Кэтрин Мартин началась вместе с режиссером Базом Лурманом: они начали сотрудничать еще с колледжа, а в 1997 году просто коллеги стали мужем и женой. За первую работу как костюмер фильма Лурмана «Танцы без правил» Мартин получила две премии BAFTA: за лучший дизайн-постановку и лучший дизайн костюмов. 

В 2001 году Кэтрин была художником по костюмам в романтическом мюзикле «Мулен Руж» и получила снова две премии, теперь Оскар — за лучший дизайн костюмов и лучшую работу художника-постановщика. 

И конечно, стоит уделить внимание фильму «Великий Гэтсби». Невероятной красоты образы, которые влюбили нас в атмосферу картины с первой же секунды. Кэтрин Мартин получила за такую колоссальную работу тоже сразу две премии Оскар: за художественную постановку и лучший дизайн костюмов. 

А недавно у художницы снова пополнилась полка с наградами. За фильм «Элвис» от 2022 года художница по костюмам получила премию BAFTA. 

Патриция Филд 

Многогранная карьера Патриции Филд успешно развивается уже более 50 лет. Она получила широкое уважение среди критиков за свое новаторское видение стиля. По ее мнению, это самовыражение и понимание себя, но точно не погоня за трендами. 

Патриция смело изменила стиль женщин при создании образов для сериала «Секс в большом городе». Работу оценили по достоинству — Филд получила премию Эмми и пять номинаций за лучший дизайн костюмов. А в 2007 году ее номинировали на премию Оскар за фильм «Дьявол носит Prada» об изнанке модной индустрии. 

Талантливый человек талантлив во всем. Патриция Филд еще и опытный ритейлер: она основала в 1966 году одноименный бутик в Нью-Йорке. Ее магазин стал центром притяжения для знаменитостей, стилистов, дизайнеров и художников. А в 2016 году запустила пространство ARTFashion Gallery, где и сегодня продолжает знакомить поклонников моды с уникальными изделиями.