Посещаемость в торговых центрах Москвы все еще далека от «доковидных» времен, даже несмотря на новогодний ажиотаж, сообщает «Коммерсант».
В декабре показатель Mall Index, показывающий количество посетителей на тысячу квадратных метров торговой площади, вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но все равно оказался на 24,3% ниже, чем в конце 2019-го.
В уменьшении потока посетителей виноват не только страх перед коронавирусом. Торговые центры и сами меньше вкладывались в праздничные акции, стремясь сократить финансовую нагрузку на арендаторов. В то же время маркетплейсы не жалели денег на агрессивную рекламу.
Снижение трафика сказалось на выручке ритейлеров в пересчете на квадратный метр торговой площади, она на 10-13% ниже, чем два года назад. При этом позитивную динамику показывают электроника, косметика и парфюмерия, бьюти-услуги, одежда, обувь, ювелирные изделия и детские товары.
Эксперты сомневаются, что торговым центрам удастся полностью восстановиться и в следующем году. Еще один фактор риска для отрасли: инфляция. В перспективе она может привести к росту цен на продукты и товары первой необходимости. Другой возможный негативный сценарий — введение QR-кодов в общественных местах. Тогда может случиться падение трафика на 50%.